Основным документом при доставке груза морским путем является коносамент. Он выдается по требованию отправителя перевозчиком (капитаном судна) и определяет следующие функции: является распиской в принятии на борт груза и распорядительным документом, тем самым облегчая работу с судоходными компаниями. Международные грузоперевозки определены Гаагскими правилами, которые делятся на несколько групп и являются обязательными при доставке груза морским путем. Это порядок оформления коносамента, ответственность перевозчика и требования перевозчикам. За убытки принесенные отправителю определены все виды ответственности и имеют императивный характер.

Международные грузоперевозки регулируются большим числом нормативных актов, межгосударственных договоров и соглашений, конвенций и иных документов. При перевозках морскими суднами применяется международное частное право. Соответственно ему определены международные договора и договора для трамповых и линейных судоходств. Среди регулирующих морские перевозки актов можно выделить Брюссельскую конвенцию, Гамбургские правила, правила Висби, и другие конвенции и соглашения.

Нужно отметить главную особенность морского международного права – транспортировка грузов происходит за пределами государственных границ. И поскольку практически 3/4 водного пространства не принадлежит никакому государству, соответственно нормы регулирующие морские перевозки являются международными.

Международными транспортными конвенциями регулируются по большей части три сферы морских перевозок:

  • развитие морской торговли
  • безопасное мореплавание
  • ответственность морского перевозчика или судовладельца за любой ущерб

На сегодняшний момент в мире существует два основных свода правил для судебного регулирования морских перевозок:

  • Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте и Протокол об изменении к ней
  • Конвенция ООН о морской перевозке грузов
  • Другие действующие правовые акты