Всем хорошо известно, что окончательная цена любого продукта складывается не только из себестоимости материалов, но и из затрат на производство, упаковку, хранение, транспортировку. Стоимость перевозки часто составляет значительную долю в цене товара, а значит, сокращая транспортные расходы, можно сделать цену более конкурентной.

Существует несколько путей уменьшения затрат на транспортировку. Это и сокращение продолжительности маршрута, и минимизация простоев, и подбор наиболее подходящего транспортного средства. Рассчитывая маршрут грузоперевозки, нужно сделать его максимально эффективным, а это под силу только опытному логисту.

Для правильного планирования маршрута необходим не только опыт, но и некоторые теоретические знания. Логисту нужно иметь представление о видах и категориях маршрутов, параметрах эффективности транспортной логистики, главных факторах, влияющих на стоимость перевозки.

Категории маршрутов и их специфика

В зависимости от расстояния перевозки все логистические маршруты можно разделить на четыре категории, каждая из которых отличается специфическими особенностями.

Внутригородские маршруты пролегают внутри населенного пункта, не пересекая его границ. Такие маршруты могут иметь несколько точек загрузки и выгрузки, а применяется чаще всего малотоннажный транспорт. При планировании маршрутов этой категории логист должен учитывать возможные ограничения по проезду грузового транспорта, а также существенное увеличение трафика утром и вечером.

Пригородные маршруты связывают города с их ближайшими пригородами. Дальность таких маршрутов не превышает 50 км, транспорт может использоваться любой – от «Газелей» до фур.

Междугородние маршруты соединяют города в пределах одной страны. Их протяженность составляет от пятидесяти до нескольких тысяч километров. При таких перевозках более целесообразно использовать крупнотоннажный транспорт.

Международные маршруты – это перевозки с пересечением государственных границ. Их отличительная черта – специфический документооборот, а также наличие процедур, связанных с прохождением таможенных постов. При разработке маршрута необходимо учитывать, что таможенное оформление груза может занять значительное время и задержать прибытие груза в пункт назначения.

Классифицирование маршрута по типу движения

Самый простой маршрут – маятниковый, когда транспортное средство везет груз для одного получателя из точки «А» в точку «Б». Недостаток таких маршрутов состоит в том, что, разгрузившись, автомобиль возвращается на базу пустым, то есть имеет место холостой пробег. Для оптимизации маршрута и снижения стоимости перевозки логист ищет для машины обратный груз.

Развозной маршрут похож на маятниковый, но по пути следования автомобиля происходит дозагрузка или частичная выгрузка товара. В этом случае также актуален вопрос с поиском обратной загрузки.

Кольцевые маршруты начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, то есть транспортное средство движется по кругу. На протяжении всего пути товар может выгружаться или догружаться. Такой маршрут наиболее эффективен – ведь автомобиль не остается пустым, и холостые пробеги сведены к минимуму.

Особенности транспортирования

Обращаясь в транспортную компанию, клиент желает получить услуги высокого качества по доступной цене и в сжатые сроки. К сожалению, выполнить все эти требования одновременно невозможно. Поэтому логист должен выяснить приоритеты клиента и строить маршрут исходя из них.

Срок доставки является критичным параметром для многих клиентов, и они готовы доплатить за гарантированную поставку без задержек. В этом случае лучше не экспериментировать и отправлять транспорт по проверенным маршрутам.

Стоимость перевозки – важный показатель для большинства заказчиков. Как правило, снижение цены приводит к увеличению сроков перевозки. Например, можно не заказывать отдельное транспортное средство, а отправить товар сборным грузом. При такой транспортировке можно существенно сэкономить, если допускается смещение сроков доставки.

Сохранность груза – это фактор, важный абсолютно для всех клиентов. Чтобы груз добрался до получателя в целости и сохранности, нужно выяснить у заказчика характеристики товара, режим его хранения и транспортировки. И на основе этих данных правильно выбрать транспортное средство. Особенно внимательно нужно отнестись к перевозкам пищевых продуктов – неправильный режим транспортировки может привести к порче товара и крупным штрафам в адрес грузоперевозчика.

При составлении маршрута логисту нужно учитывать определенные факторы, повлиять на которые он не может. Это и погодные условия, и состояние дорог, и наличие платных участков трассы. Опытный специалист легко ориентируется в этих нюансах и всегда держит ситуацию под контролем.

Если перевозка по новому маршруту прошла успешно, без задержек и осложнений, то этот путь заносят в базу данных транспортной компании для дальнейшего регулярного использования.